|
Сюжет оперы основан на действительно имевших место событиях в
далеком 1987 году, когда впервые начал приоткрываться «железный занавес»,
однако надо иметь в виду, что это масштабное и высокохудожественное
произведение написано в полном соответствии с великим принципом
социалистического реализма, который отличается от реализма мелкобуржуазного
тем, что описывает жизнь не такой, какой она есть или была на самом деле, а
такой, каковой она должна быть, но... не может или может быть, но... не
должна.
Действующие лица и исполнители:
Со списком лиц, действовавших в спектакле, можно ознакомиться
в ближайшем отделении ССОД (Союза Советских Обществ Дружбы, по секрету –
одного из подразделений тогдашнего КГБ).
Действие первое. Сцена первая.
Варшавский вокзал. Из-за кулисы торчит задняя часть вагона
№23 с табличкой "Ленинград-София". Постепенно собираются действующие лица
(сопрано, альты, тенора и басы), навьюченные чемоданами и запряженные в
тележки. Речитативы “Saluton" и "Bonan matenon" постепенно переходят в
полифоническую хоральную фугу ля-бимоль-двойной диез-минор, в которой
постепенно нарастает волнующая всех тема: "Отъезд уж близится, а
загранпаспорта все нет".
Внезапно хор замолкает, появляется тенор в роли представителя ССОД, который
выходит из-за кулис с речитативом: "Нам разрешили. Паспорта в моем кармане".
Далее идет ария, в которой он кратко информирует собравшихся о действиях,
происходивших незадолго до того за кулисами, в которых он демонстрировал
образцы героизма и предприимчивости, а также напоминает им, как советским
гражданам, об их гражданском и финансовом долгах за рубежом. После этой арии
действие активизируется и события на сцене начинают стремительно
развиваться. Действующие лица с вещами один за другим скрываются за фанерной
декорацией вагона. Звучит нестройный хор лиц, остающихся дома и не
действующих в спектакле. В оркестре появляется тема отходящего скорого
поезда №187. Декорация вагона медленно отъезжает за кулисы.
(Падает железный занавес)
Краткое содержание последующих сцен первого действия
Поезд пересекает государственную границу, и хоровой коллектив попадает в
чуждую ему среду, плотно набитую агентами различных иностранных разведок
и других спецслужб. Члены ансамбля стойко игнорируют этих агентов,
орудующих на пляжах курорта "Альбена" под видом загорающих там в
полуобнаженном виде женщин. Звучит ария певца за сценой, который голосом
В.Высоцкого поет: «Там шпионки с пышным телом: ты их в дверь – они в
окно». Женские партии ансамбля оказывают мужским первую брачную…
простите, братскую и сестринскую помощь, мужественно раскрыв перед ними
свои жаркие женские объятия.
Другим эффективным методом нейтрализации некоторых из мужских членов
коллектива являлось занятие их чтением научной и околонаучной
фантастики. Однако недостатком метода явилось то, что нейтрализованные
таким способом мужчины игнорировали не только чуждых им чужих женщин, но
также и своих. В результате четко налаженной системы нейтрализации
остаются лишь отдельные недонейтрализованные мужчины. Вот вокруг них-то
и сосредотачивают главным образом свою подрывную деятельность различные
агенты западных спецслужб в образе молодых и привлекательных женщин. В
особо трудном положении оказывается один из ведущих басов коллектива, на
которого начинают действовать чары одной черноглазой агентки неназванной
здесь державы
[*]. На помощь вовремя приходит простая советская женщина в образе
художественного руководителя ансамбля. Жертвуя собой и своей репутацией,
она соей грудью закрывает амбразуру уже такой возможной, но преступной
связи. Ей активно помогают представители общественности, и вот совсем
уже было павший и в конец разложившийся член коллектива снова
поднимается и становится в строй бойцов музыкального фронта.
[*] Надо сказать, что особенностью вывезенного за рубеж хорового
коллектива является то обстоятельство, что все три действовавших
там баса являлись ведущими, поскольку каждый из них вел свою особую
партию, отличающуюся от соседней на малую, едва уловимую для
ненатенированного уха, секунду, но все же явно ощущаемую всеми
истинными знатоками и подлинными ценителями и поклонниками этого
ансамбля.
Заключительная сцена первого действия
Наши действующие лица сидят в небольшом и довольно тесном помещении
за столом, на котором стоят бутылки с надписями: "Плиска",
"Солнечный бряг", "Мадера бренди" и русский самовар, блистающий
надписью: «Eterna Muziko 1987». Под столом видны огромные мешки с
виноградом, яблоками, грушами и другими экзотическими фруктами.
Звучит хорал, в котором действующие лица славят правила оформления
зарубежных поездок, поскольку они допускают к таким поездкам лишь
лучших из лучших. Потому-то все возникающие по ходу дела трудности
разрешаются сами собой и всегда самым наилучшим образом.
Действие второе. Картина первая
Действие происходит в помещении Советского Консульства. Хоровой
коллектив с честью преодолев многочисленные трудности на своем пути,
успешно выполняет свое основное задание и попадает на прием,
устроенный в его честь в здании Советского Консульства в одном из
городов на юге Европы. Консул поздравляет коллектив с успешным
выполнением задания, особо отметив мужество, женственность и
постоянную готовность к самопожертвованию художественного
руководителя группы, проявленные ей в борьбе с нашим главным врагом
- общим и повсеместным падением нравов.
Картина вторая Прощание со страной временного пребывания.
В огромном зале человек на 150 торжественно звучит прощальная
мелодия: “Post multaj jaroj renkontiĝos
ni”. Все встают... и уходят трудиться на благо общего дела на
предприятиях Эсперанто-индустрии.
Картина третья Сцена поедания фруктов
Действие происходит в купе международного вагона, доверху
заставленном различным багажом. На столе стоит букет гвоздик и роз.
Купе забито до отказа действующие лицами. На верхних полках тенора с
гетерами… простите, с гитарами возлежат в самых непринужденных
позах. На коленях действующих лиц мешки с красным перцем,
помидорами, яблоками и виноградом. На столе прекрасные болгарские
рыбные консервы, бутылки "Швепса", печенье, вафли и мармелад.
Действующие лица с удовольствием вкушают сладкие плоды своей
поездки, запрещенные к ввозу в СССР. Горькие плоды же они вкусят еще
в полной мере сразу же после возвращения домой.
Финальная сцена второго и заключительного действия
Снова на сцене декорации, имитирующие Варшавский Вокзал в
Петербурге. Снова звучит пока еще нестройный хор лиц, не
действовавших в спектакле, но все это время активно действовавших на
других объектах. В оркестре появляется тема приближающегося
экспресса №134. Наконец из-за кулис снова появляется задняя часть
вагона №25. Из-за декорации выходят действовавшие лица. Сразу
бросается в глаза то, как изменился их вид. Они одеты строго, в
черные кожаные пальто, они стройны и подтянуты фирмен¬ными ремнями с
надписями "Rifle" и "Adidas". Браво! Молодцы! Так и должны выглядеть
наши люди, возвращающиеся на родную землю из сложной зарубежной
поездки, во время которой они выполняли важное правительственное
задание: собрать сведения о работе хозрасчетных
эсперанто-предприятий в одной успешно
|
|