|
Таллинн и Тарту
В 1985 г. наш профком решил наградить хор Физтеха автобусной
экскурсией через Визу в Таллинн. Для этого был абонирован целый автобус,
куда пригласили членов своих семей и эсперантистов, поскольку хотели убить
сразу нескольких зайцев: встретиться с хором Таллиннского Университета, а на
обратном пути заехать на встречу эсперантистов в Тарту. Организовать встречу
с каким-нибудь таллиннским хором Оля Кучерова поручила мне, дав телефон
Всесоюзного Хорового Общества. Я позвонил туда, рассказал о программе нашей
поездки и попросил связать нас с каким-нибудь таллиннским хором. Через пару
дне я позвонил туда снова, и мне сказали (по моему это была Елена Ивановна
Выходцева), что хор Таллиннского Университета ждет нас, но связать нас
напрямую отказались. Когда же мы добрались до Таллинна, в назначенное время
подошли к назначенному месту, то оказалось, что встреча с хором у них
запланирована на вечер в каком-то красивом месте, а мы к этому времени
должны уже оттуда уехать. И это после того, как на промежуточной остановке в
Визу Ольга целый вечер мучила нас долгой репетицией.
Пришлось уехать из Таллинна нашим автобусом, где-то по дороге
около десяти участников Эсперанто-ансамбля “Eterna Muziko”, что в переводе
означает "Вечная Музыка", вместе с эсперантистами пересели на рейсовый
автобус, чтобы доехать до Тарту. Туда мы добрались только к вечеру, но как
раз вовремя, поскольку смогли разыскать там нужное место и выступить, после
чего нас проводили в какое-то общежитие. Нашей радости, что мы добрались
наконец до ночлега, не было предела, мы закатили роскошный ужин из своих
припасов, а потом допоздна потихоньку пели под мою гитару.
Наутро была чудесная экскурсия по городу. Домой мы вернулись
полные энтузиазма, творческих планов и надежд. Действительно, вскоре
последовала запись нашей первой Эсперанто-программы на радио. Через пару
дней я уже смог послушать ее единственному тогда стерео каналу УКВ.
Ростов на Дону
Второй поездкой, а вернее полетом, этого сезона били наши
гастроли в Ростове на Дону. Наша Эсперанто-программа постепенно расширялась,
в ней появился дуэт Карася, которого играл я, и Одарки из оперы
Гулака-Артемовского "Запорожец за Дунаем" в переводе питерского эсперантиста
украинского происхождения с аппетитной фамилией Пончик. Наше выступление
было вполне удачным, а город - столица донского казачьего края - также
оставил много ярких впечатлений, в том числе, обилием козинахов из семян
подсолнечника. Их продавали везде, но были и специализированные магазины
"Донские сладости". Я же еще в школе прочел вышедшую тогда книгу "Правильно
ли мы говорим?", где объяснялась разница значений слов сласти и сладости.
Ольга предложила назвать магазин "Донские услады". Принимавший нас Александр
Мельников от лица донских казаков обещал над ее предложением подумать.
Фестиваль молодежи и студентов в Москве
В первый год правления М.С.Горбачева в Москве должен был
проходить очередной Фестиваль молодежи и студентов. Было известно, что туда
должны приехать эсперантисты, и начали готовиться к тому, чтобы там
выступить. Однако, дело осложнилось тем, что наша худрук неожиданно попала в
больницу. Я предложил тогда подготовить небольшую программу нам самим в
стиле многоголосия под гитару, а в качестве руководителя пригласил свою
хорошую знакомую по университетскому хору Таню К.
Мы с успехом выступили в Доме Ученых в Лесном и начали готовиться к поездке
в Москву. Однако, тут выяснилось, что на время Фестиваля Москву решили
закрыть. Без особого разрешения туда не продавались билеты, а тех, кто туда
все же проникал, могли отловить на улице и выслать обратно. Мы рассматривали
вопрос о том, чтобы добраться туда на электричках, но перед отъездом я решил
позвонить Эсперанто-руководству Московского ССОДа, с которым у нас были
предварительные договоренности. На этот раз мне уже не очень советовали
ехать, а утром меня разбудил звонок из нашего отделения ССОД, и мне уже
настоятельно не рекомендовали никуда ехать. Через некоторое время мне
позвонил замдиректора Дома Ученых в Лесном и тоже настоятельно не советовал
никуда ехать. Я сказал ему, что в такой ситуации мы решили и сами никуда не
ехать, но через 5 минут он опять позвонил, видимо связавшись с кем-то, и
сказал, что мы приняли правильное решение, но нет ли кого-нибудь, кто его
еще не принял? Я заверил его в том, что все останутся дома, и все они от
меня отстали, поскольку не знали о том, что двое членов нашего коллектива
должны были приехать в Москву с Байкала, где они были так же на
Эсперанто-мероприятии. У них все прошло успешно, они побывали на
Эсперанто-встречах и в Москве, но без нас не выступали.
Как мы узнали позже, в том общежитии, где мы должны были остановиться, ночью
был обыск - искали эсперантистов, причем милиционеры, пришедшие нас искать,
видимо впервые услышали это слово. Той же осенью одна наша старейшая
эсперантистка рассказывала, что к ней пришли люди из КГБ чтобы учиться
Эсперанто. Видимо там решили восполнить пробел и закрыть эту зияющую брешь.
Рига 85 (Ora folio)
На осень Громов запланировал гастрольную поездку в Ригу на "Ora folio"
(Золотой лист), главным организатором которого был бывший муж очаровательной
Эсперанто-бардессы Наташи Берце. Наша программа была довольно разнообразной:
помимо старинной музыки мы показали там то, что готовили для Москвы, а между
этими отделениями мы показали шуточную интермедию, где я играл сурового
дирижера, который выводил проштрафившихся хористов хора "Al eterno" (В
вечность) одного за другим за сцену, слышался звук выстрела и в хоре
становилось на одного человека меньше, а кончалась она тем, что последней
оставалась самая скромная хористка, которую играла Марина Аксенова. Ее
суровый дирижер последней уводил за сцену, слышался звук выстрела, после
чего она выходила в ковбойской шляпе и с дымящимся пистолетом и произносила:
"Arto postulas oferojn" (Искусство требует жертв). Успех был весьма
заметным: Марина, которой по ходу этой интермедии пришлось принять все
аплодисменты на себя, говорит, что ей в жизни никогда так не аплодировали.
Реквизит для этой сцены пришлось искать на месте, и я попросил игрушечный
пистолет у сына нашего рижского аспиранта Жени Можаева. На следующий день
нам устроили прекрасную экскурсию по Риге.
Санкт-Петербург 2005 |
|