Vladimir Kosarev

Владимир Косарев

"1985: ПЕРВЫЙ ГОД ПЕРЕСТРОЙКИ И ПЕРВЫЕ ГАСТРОЛИ"

horizontal rule

Таллинн и Тарту

Дуэт Карася и Одарки из оперы Гулака-Артемовского "Запорожец за Дунаем"

В 1985 г. наш профком решил наградить хор Физтеха автобусной экскурсией через Визу в Таллинн. Для этого был абонирован целый автобус, куда пригласили членов своих семей и эсперантистов, поскольку хотели убить сразу нескольких зайцев: встретиться с хором Таллиннского Университета, а на обратном пути заехать на встречу эсперантистов в Тарту. Организовать встречу с каким-нибудь таллиннским хором Оля Кучерова поручила мне, дав телефон Всесоюзного Хорового Общества. Я позвонил туда, рассказал о программе нашей поездки и попросил связать нас с каким-нибудь таллиннским хором. Через пару дне я позвонил туда снова, и мне сказали (по моему это была Елена Ивановна Выходцева), что хор Таллиннского Университета ждет нас, но связать нас напрямую отказались. Когда же мы добрались до Таллинна, в назначенное время подошли к назначенному месту, то оказалось, что встреча с хором у них запланирована на вечер в каком-то красивом месте, а мы к этому времени должны уже оттуда уехать. И это после того, как на промежуточной остановке в Визу Ольга целый вечер мучила нас долгой репетицией.
Ольга наблюдает как я бегаю босиком по снегу
Пришлось уехать из Таллинна нашим автобусом, где-то по дороге около десяти участников Эсперанто-ансамбля “Eterna Muziko”, что в переводе означает "Вечная Музыка", вместе с эсперантистами пересели на рейсовый автобус, чтобы доехать до Тарту. Туда мы добрались только к вечеру, но как раз вовремя, поскольку смогли разыскать там нужное место и выступить, после чего нас проводили в какое-то общежитие. Нашей радости, что мы добрались наконец до ночлега, не было предела, мы закатили роскошный ужин из своих припасов, а потом допоздна потихоньку пели под мою гитару.
Наутро была чудесная экскурсия по городу. Домой мы вернулись полные энтузиазма, творческих планов и надежд. Действительно, вскоре последовала запись нашей первой Эсперанто-программы на радио. Через пару дней я уже смог послушать ее единственному тогда стерео каналу УКВ.

Ростов на Дону

Ольга К. и Анатолий К. у памятника Нахаленку
Второй поездкой, а вернее полетом, этого сезона били наши гастроли в Ростове на Дону. Наша Эсперанто-программа постепенно расширялась, в ней появился дуэт Карася, которого играл я, и Одарки из оперы Гулака-Артемовского "Запорожец за Дунаем" в переводе питерского эсперантиста украинского происхождения с аппетитной фамилией Пончик. Наше выступление было вполне удачным, а город - столица донского казачьего края - также оставил много ярких впечатлений, в том числе, обилием козинахов из семян подсолнечника. Их продавали везде, но были и специализированные магазины "Донские сладости". Я же еще в школе прочел вышедшую тогда книгу "Правильно ли мы говорим?", где объяснялась разница значений слов сласти и сладости. Ольга предложила назвать магазин "Донские услады". Принимавший нас Александр Мельников от лица донских казаков обещал над ее предложением подумать.

Фестиваль молодежи и студентов в Москве

Ольга К. и Владимир К. у памятника деду Щукарю
В первый год правления М.С.Горбачева в Москве должен был проходить очередной Фестиваль молодежи и студентов. Было известно, что туда должны приехать эсперантисты, и начали готовиться к тому, чтобы там выступить. Однако, дело осложнилось тем, что наша худрук неожиданно попала в больницу. Я предложил тогда подготовить небольшую программу нам самим в стиле многоголосия под гитару, а в качестве руководителя пригласил свою хорошую знакомую по университетскому хору Таню К.
Мы с успехом выступили в Доме Ученых в Лесном и начали готовиться к поездке в Москву. Однако, тут выяснилось, что на время Фестиваля Москву решили закрыть. Без особого разрешения туда не продавались билеты, а тех, кто туда все же проникал, могли отловить на улице и выслать обратно. Мы рассматривали вопрос о том, чтобы добраться туда на электричках, но перед отъездом я решил позвонить Эсперанто-руководству Московского ССОДа, с которым у нас были предварительные договоренности. На этот раз мне уже не очень советовали ехать, а утром меня разбудил звонок из нашего отделения ССОД, и мне уже настоятельно не рекомендовали никуда ехать. Через некоторое время мне позвонил замдиректора Дома Ученых в Лесном и тоже настоятельно не советовал никуда ехать. Я сказал ему, что в такой ситуации мы решили и сами никуда не ехать, но через 5 минут он опять позвонил, видимо связавшись с кем-то, и сказал, что мы приняли правильное решение, но нет ли кого-нибудь, кто его еще не принял? Я заверил его в том, что все останутся дома, и все они от меня отстали, поскольку не знали о том, что двое членов нашего коллектива должны были приехать в Москву с Байкала, где они были так же на Эсперанто-мероприятии. У них все прошло успешно, они побывали на Эсперанто-встречах и в Москве, но без нас не выступали.
Как мы узнали позже, в том общежитии, где мы должны были остановиться, ночью был обыск - искали эсперантистов, причем милиционеры, пришедшие нас искать, видимо впервые услышали это слово. Той же осенью одна наша старейшая эсперантистка рассказывала, что к ней пришли люди из КГБ чтобы учиться Эсперанто. Видимо там решили восполнить пробел и закрыть эту зияющую брешь.

Рига 85 (Ora folio)

На осень Громов запланировал гастрольную поездку в Ригу на "Ora folio" (Золотой лист), главным организатором которого был бывший муж очаровательной Эсперанто-бардессы Наташи Берце. Наша программа была довольно разнообразной: помимо старинной музыки мы показали там то, что готовили для Москвы, а между этими отделениями мы показали шуточную интермедию, где я играл сурового дирижера, который выводил проштрафившихся хористов хора "Al eterno" (В вечность) одного за другим за сцену, слышался звук выстрела и в хоре становилось на одного человека меньше, а кончалась она тем, что последней оставалась самая скромная хористка, которую играла Марина Аксенова. Ее суровый дирижер последней уводил за сцену, слышался звук выстрела, после чего она выходила в ковбойской шляпе и с дымящимся пистолетом и произносила: "Arto postulas oferojn" (Искусство требует жертв). Успех был весьма заметным: Марина, которой по ходу этой интермедии пришлось принять все аплодисменты на себя, говорит, что ей в жизни никогда так не аплодировали. Реквизит для этой сцены пришлось искать на месте, и я попросил игрушечный пистолет у сына нашего рижского аспиранта Жени Можаева. На следующий день нам устроили прекрасную экскурсию по Риге.

Санкт-Петербург 2005